Здравствуйте, Екатерина!
Из опыта, измерение уровней компетенций вузам не нужно. И в
нынешних условиях вредно. Коллеги и так много сил тратят на составление бессмысленных
списков компетенций, пишут публикации, но до практического измерения уровней
никто в России не доходит. Хотя текущие инструменты Moodle давным-давно как раз
позволяют вывести правильную аналитику. Вы сами дали один из самых простейших вариантов
– тестирование по категориям компетенций. Конечно, студенту проще выполнить последовательно
10 тестов по 20 вопросов, чем один тест из двухсот вопросов. На этом простота заканчивается и возникает необходимость
измерения уровней составных компетенций, которые мобилизуются из нескольких
дисциплин. Для этого в Moodle есть возможность составления фреймворков (рамок) компетенций.
Дальше начинается зеленая тоска и кошмар для учебных управлений, кафедр и
преподавателей. Потребуется каждое задание по предмету закреплять по требуемой компетенции
из РПД, включая смежные. И каждую компетенцию по каждому предмету обеспечить
заданиями. Это могут быть не только тесты, но и семинары, лабораторные работы и
т.д. Учебное управление должно проверить, чтобы смежные компетенции были
обеспечены заданиями. Не буду пересказывать инструкции и все технические шаги в Moodle, хотя глубоко в них
разобрался. Дето в том, что обязательно кто-то спросит: зачем нам эта
гигантская работа, если при аккредитации никто эти уровни даже смотреть не
будет? Зачем нам эта дополнительная нагрузка, если всё равно в зачетку ставится
только одна оценка? Зачем работодателю какие-то вузовские уровни компетенций,
если в конкретной отрасли экономики есть свои проф. стандарты? То есть с Moodle вообще
нет никаких технических проблем. Проблема другом: в системе управлением образованием. В
идеале вузу нужно провести локальный педагогический эксперимент в течении
одного семестра на двух-трех дисциплинах, посчитать увеличение трудозатрат и
штатной численности, ввести дополнительные нормативы педагогической нагрузки. То
есть нужна внутренняя НИР. Но этого никто делать не станет. И денег нет, и
смысла для аккредитации нет. А для ректора аккредитация самое главное. Всё проще
в корпоративном обучении. Корпораты иногда уровни измеряют, в т.ч. в Moodle. Поскольку корпораты
часто имеют внутренние проф. стандарты. Но это тоже бывает редко. Могу обрадовать
тем, что измерение уровней компетенций даже в странах болонской системы тоже не
прижилось. Применяются измерения уровней, во-первых, по усмотрению организаций,
во-вторых, крайне редко. Наиболее ярко измерение уровней компетенций можно наблюдать
в некоторых бизнес-секторах и в некоторых вузах за рубежом, когда обучение,
трудоустройство и поиск работы основаны на единых проф. стандартах и доказательными уровнями компетенций
выпускника. В России такой связки пока нет и, похоже, не скоро будет. Если
потребуются детальные консультации по составлению фреймворков компетенций в
организации и расчету нормативов затрат на реализацию модели измеряемых уровней
компетенций, сообщайте. Эту работу целесообразно начинать в том случае, если есть
отраслевые проф. стандарты для тех направлений подготовки, которые обеспечивает
вуз. Тогда появится интерес у всех участников образовательного процесса,
включая работодателей. Ради формальности такую работу лучше не начинать.