Уважаемые коллеги!
Поделитесь, пожалуйста, как вы формируете (готовитесь формировать) портфолио студентов, в соответствие с требованиями ФГОС 3+?
Уважаемые коллеги!
Поделитесь, пожалуйста, как вы формируете (готовитесь формировать) портфолио студентов, в соответствие с требованиями ФГОС 3+?
Тоже думал создать аналогичную тему Достаточно ли возможностей системы для создания портфолио?
Сами планируем использовать Задание. Студенты загружают самостоятельно сканы грамот, и т.д. А куратор или лаборант подтверждает, выставляя оценку по соответствующей шкале. На каждую специальность по одному курсу.
Разные виды деятельности разные Задания. Ну Наука, Спорт и т.д.
Но здесь такая проблема, пока не придумали как выстроить общий рейтинг (нужно для учебной части).
И еще непонятно пока как лучше сделать, пополнение портфолио. Ну допустим загрузил студент еще пару грамот. Как оценку исправить? Разруливаем пока Показатели и Категории, посмотрим, что получится...
Тоже хотелось бы услышать предложения по этой теме.
А я только сегодня занялся этой темой по заданию проректора по УР.
В каждом описании Moodle утверждается, что он ведет портфолио студентов. (http://habrahabr.ru/post/139629/). Что, интересно, имеется в виду?
Пока я нашел сайт http://4portfolio.ru/ на котором можно бесплатно создавать портфолио.
Но хотелось бы совместить с Moodle, потому что кроме портфолио среда должна выполнять много функций:
Проблема будет стоять остро у всех российских ВУЗов, потому что перечень требований к информационно-образовательной среде я взял из приказа Минобрнауки от 07.07.2014 № 947.
Так что думаю, всем коллегам, работающим в Moodle, нужно объединится в решении этой задачи.
В портфолио, по моему мнению, должны включаться, прежде всего, контрольные и курсовые работы, курсовые проекты, рецензии на них и полученные оценки.
Портфолио студента, которое, как утверждают авторы многих статей, хранится в Moodle, разбросано по курсам. А оно должно иметь вид отдельного документа который, в идеале, заполняется автоматически.
Даже если он будет заполняться вручную, самим студентом, возникает вопрос, какую стандартную структуру Moodle, можно использовать для этой цели? Не пришлось бы создавать специальный модуль!
Давайте советоваться..
На мой взгляд Задание вполне подходит. Там еще и очень мощные возможности расчета оценок. Разбираемся. Например можно Показатели под это дело приспособить. Махара смотрели вещь очень мощная, но не нашли как статистику собрать. Сколько грамот у кого, да еще и сравнить нужно. У разных достижений и уровень разный. Да еще и общий рейтинг нужно сделать, да и копилось чтобы это портфолио за все годы обучения.
Пробуем через шкалы, вот еще Передовое оценивание откопал в Moodle.
Я полагаю, возможности есть, просто нужно подумать как их реализовать грамотно. Рубрики еще можно делать. Шкала оценщика есть еще. Подключайтесь коллеги к изучению возможностей (по-истине безграничных)
Студента можно мотивировать материально, но есть всё равно нужен человек подтверждающий достижения. то есть выставляющий оценку.
Валерий Слободин, разработать модуль не проблема. Я обслуживаю moodle в трёх вузах, и если можно разработать что-то, что сработает во всех трёх, то я готов решить эту задачу. Но важна модель этого процесса. Опишите - кто должен будет загружать портфолио, должен ли будет его кто-то модерировать и т.п.
По счастливому стечению обстоятельств удалось обсудить сегодня этот процесс с проректором по учебной работе. Вот несколько идей, которые я для себя вынес из этого разговора.
Портфолио по сути своей неформализуемый документ. Тут не может быть каких-либо оценок, баллов и т.п. - это отличает портфолио от рейтинга. Портфолио может быть совершенно разным у двух студентов одной специальности, и уж тем более у студентов разных специальностей. Но, что важно с точки зрения технологии обучения, портфолио должно подтвержать формирование у студентов тех или иных компетенций, или профессиональной компетенции в целом. Поэтому было бы неплохо, если бы возле каждого элемента портфолио был указан(ы) код компетенции(ий) из фгос, освоению которой(ых) соответствует конкретное достижение. (Только без переусердствования, не нужно представлять элементы на все компетенции стандарта). Где-то даже уже практикуют такую форму итоговой аттестации, как защита портфолио - как мне кажется, это максимально соответствует идее компетенстностного подхода и позволяет оценить не результат работы студента за полгода написания диплома, а за всё время обучения. Расширяя эту идею, можно сделать (внутренним регламентом вуза) обязательным предъявелние портфолио на защите диплома/магистерской диссертации - это позволит аттестационной комиссии лучше выбрать оценку. Можно вменить в обязанности научных руководителей контроль за оформлением портфолио в соответствии с некими правилами, например расстановку кодов компетенций по фгос возле каждого достижения и исключение из портфолио несущественных или неотносящихся к компетенциям фгос элементов. Самим сбором портфолио должен заниматься сам студент, с первых дней учёбы осведомлённый о том, что это потребуется для защиты диплома, а на последнем этапе перед защитой ему поможет научный руководитель привести портфолио к должному виду. Заставлять собирать за студента достижения других людей вряд ли приведет к чему-то хорошему, но рядом со студентом должны быть люди, которые помогут ему (кураторы, методисты деканатов или кто-то ещё).
Теперь предлагаю такую модель. У всех, кто организует управление структурой мудла с помощью метакурсов, есть курс, в котором собраны ссылки на другие курсы и итоговые оценки. В этом курсе и следует организовать элемент курса для портфолио. Это должна быть индивидуальная wiki - этот элемент курса позволит каждому студенту рассказать о себе почти в любой менере - можно загрузить и документы, и видео, и картинки. Тут главное, чтобы студент не отчислялся из этого главного курса, например, на время академического отпуска, чтобы достижения не пропадали, хотя это не очень существенно. Для тех, кто не пользуется метакурсами ... - ну можно создать особый курс для портфолио, можно даже один на всех студентов.
Для любителей формализации - можно организовать портфолио в виде базы данных. Разработав одну предустановку бд (делается за один день), можно упростить задачу создания такого элемента во всех курсах, тогда этот элемент курса легко добавятт рядовые преподаватели. БД потом всегда можно отфильтровать по конкретному студенту и увидеть его достижения, а в структуре БД можно предусмотреть и документы, и ссылки, и текстовые области с вложенными файлами. В БД, правда нет индивидуального режима, но может быть не так и плохо, когда один студенты видят достижения других. Или можно выставить очень большое количество записей для разрашения просмотра, а также указать максимальное число записей меньше этого. В принципе, ограничение на максимальное число записей в БД может оказаться полезным, чтобы студенты отбирали для портфолио не всё подряд, а только лучшие работы. Что касается работ студента и рецензий, и их автоматического сбора, то все они по прежнему доступны. Тот, кому это действительно нужно, всегда найдёт их в соответствующих курсах.
Я уже высказывался на этом форуме, что портфолио - это личное простанство студента, которое он создает сам, и сам решает что и кому показывать в своем портфолио. Но вижу многие намерены создавать студенческие портфолио сами, так что студенты могут и не знать, что у них (или на них ) есть порфолио. Но тогда это уже не портфолио, а досье или (по-русски) - дело.
Не всем нравится, когда на них заводят дело. Гражданин Корейко совсем не обрадовался, когда увидел увидел у Остапа Бендера такого рода "портфолио".
Александр!
Если бы мы учили американских (немецких, французских..) Вы были бы правы!
Но российскому студенту не только портфолио - знания не нужны. Его нужно заставлять или делать за него! С нас Рособрнадзор это требовать будет. Наш проректор по УР обзванивала коллег в других вузах - уже идут проверки!
Так что на студента надейся, а сам не плошай!
Понятно. У России свой путь...
Александр, именно поэтому я и предлагаю использовать Задание. Студент сам будет загружать свои достижения. И по результатам будут ему "плюшки" выдавать. Поэтому и нужна некая автоматизация. А как иначе проверить портфолио нескольких тысяч студентов, чтобы наградить самых-самых?
Тогда уж лучше Базу данных использовать! Хоть поиск можно организовать.
А, принципиально, согласен с Александром Щербиной - нет смысла "учиться" за студента. Ни к чему хорошему это не приведет, разве что на каком-то этапе не поругают при проверке.
Алексей, за Задание преподаватель ставит оценку вручную, а вы же хотите автоматизацию?
По-моему для этого лучше подойдет Тест, в котором каждый вопрос - это один из пунктов предлагаемой студентам анкеты, в зависимости от ответа на который студенту автоматически начисляется определенное количество баллов. Для реализации этой идеи Вадим Дворовенко когда-то по моей просьбе даже специальный тип вопроса создал: Самооценка. Там какое число студент пропишет в ответе столько баллов за этот ответ ему и начислят. Но большинство пунктов анкеты можно реализовать с помощью вопросов стандартных типов.
Спасибо за идею, но с тестом непонятно как студент сможет что-то загрузить туда. Ну грамоту или еще какое достижение.
Автоматизация нужна для построения рейтинга студентов. Студенты сами загружают свои достижения. Но подтверждать тоже нужно. Вот и пытаемся разобраться. Может есть у кого опыт использования более широкого применения возможностей Журнала оценок, там сразу и не разберешься. Показатели, категории, справочник оценщика.
Идея в следующем, один показатель это одно достижение, к нему привязана шкала уровня достижений (регион, университет и т.д.) то есть подтверждающий выставляет по этой шкале по конкретному показателю оценку. Тем самым подтверждает и сразу определяет уровень. Пока не понятно сможем ли мы из этих показателей общий рейтинг собрать. Думаем... Пробуем. Может еще какие идеи будут.
Для загрузки файлов можно использовать вопрос типа эссе. Только в его параметрах нужно указать:
Шкала задается весом вопроса N, например: Вы выступали на университетской конференции? Ответ Да - N баллов, ответ Нет - 0.
Алексей Пигузов, всё, что привязано к уровню достижений, легко разводится в разные вопросы.
Вы участвовали в студенческой конференции российского уровня?- 5 баллов.
Вы участвовали студенческой конференции областного уровня - 3 балла.
Вы участвовали университетской студенческой конференции - 1 балл.
Ну будет у вас в тесте 100 вопросов, moodle и больше может.
Конечно, проект 4portfolio тоже рассматривали, но когда стали "копать глубже", оказалось, что совсем он не бесплатный, но о тарифах ни в одной презентации или методичке ни слова. Ну уж честно обо всем рассказывать, уважаемые "осваиватели" грантов
Никого ни хотел обидеть, но... вот для справки:
Суммарное количество учащихся, педагогов или сотрудников:
- менее 1000 человек:
3000 руб/год, квота на каждого пользователя до 100 Мб;
5000 руб/год, квота на каждого пользователя до 200 Мб;
30000 руб/год, квота на каждого пользователя до 200 Мб;
50000 руб/год, квота на каждого пользователя до 500 Мб
Поэтому и ищем варианты реализации, по-честному
Вот здесь написано, что
Проект 4portfolio.ru был создан на базе открытой, редактируемой системы Махара (Mahara).
Так зачем вам кому-то платить и от кого-то зависеть? Установите себе сами бесплатную Махару и всё. Но это если вам действительно нужна система для настоящих портфолио, о которых в своей брошюре и в видеозаписи вебинара говорит Светлана Панюкова. Что там хочет Рособрнадзор я не знаю.
Александр, вы правы. Мы указали, что проект сделан на базе открытой системы. Она была нами локализована и адаптирована. Ее может бесплатно установить каждый вуз и некоторые даже перевести, локализовать. Вот только это будет соцсеть для внутреннего пользования. Например одноклассники для одного вуза. Какой-то небольшой смысл есть. Несколько вузов в России это уже сделали. Два точно. Они сами конфигурируют соцсеть только для вуза, без возможности выхода в
"мир", общения с профессионалами, создания "внешних", а не только
внутренних сообществ, продвигают сами свою сеть, заполняют контентом, обучают как могут своих студентов и преподавателей. Все у них не просто. Теперь ведут с нами переговоры.
Кстати, в зарубежных аналогах обучение пользователей -преподавателей, студентов стоит тоже немало. У нас же вебинары проходят бесплатно и будут проходить бесплатно.
А теперь по поводу платить: сервер, администратор портала, методист, переводчик. Пожалуй для вуза будет значительно дороже работа этих специалистов, в том числе: установка, конфигурация, регулярное обновление, техническая и методическая поддержка своего ПО. Люди ведь бесплатно не работают? Для вуза - стоимость выделения мини сети с передачей прав администрирования, методической и технической поддержкой примерно от 10 тыс. в год (для школ - от 3 тыс. в год) - это значительно дешевле. При том, что все пользователи работают бесплатно.
Но в любом случае - выбор за вузом. Мы сделали сеть. Мы рады всем пользователям. Мы готовы делиться своими знаниями и очень хотим, чтобы сделанное нами с таким большим трудом было востребовано в системе образования.
Сейчас мы работаем над созданием еще нескольких дополнительных сервисов для выпускников вузов, для мониторинга трудоустройства. для работодателей, будет регистрация в качестве СМИ с созданием и наполнением специализированным контентом и многое-многое другое. Будут обязательно еще несколько дополнительных платных опций премиум для желающих. Например, в одноклассниках - поздравления и смайлики. У нас же другие задумки. Работаем, креативим, стараемся. Присоединяйтесь!
Я не понял, почему это будет сеть только для внутреннего использования? Интернет есть везде, и созданный кем угодно сайт Mahara будет доступен всему миру.
Может Вы хотите сказать, что на вашем сайте (в вашей сети) уже есть много профессионалов? В какой области? Какова их роль? Оценивать портфолио студентов?
А переводом (локализацией) Mahara можете поделиться? Например, мы - сообщество пользователей Moodle, переводим ее сообща и этот перевод доступен всем.
Александр, отвечаю по порядку.
Если у вуза есть своя социальная сеть, то размещаемые внутри работы, сообщения, фото и пр. будут открыты или закрыты от внешних пользователей в зависимости от настроек сети или от желания пользователя. И не важно что это сеть Mahara, или что-то типа vk или fb, или одноклассники.
Но социальные сервисы хороши тем, что общение выходит за рамки одной организации. Именно поэтому эти глобальные сервисы так динамично развиваются.
По поводу профессионалов в сети. Ситуация стандартная. Профи сами регистрируются и размещают свой сайт- портфолио. Мы не делаем опрос уровня профессионализма. Если у вас будет только сеть своего вуза, то посторонние там уже точно не появятся.
Как найти интересную информацию и оценить ее? На сайте есть лента обновлений и каждый может увидеть интересующий его материал, зайти, посмотреть, прокомментировать эту страничку. Сеть имеет стандартные социальные сервисы, но с расширенными возможностями в области представления материалов и совместной работы. Если есть желание, профи оценивает и комментирует странички студентов или других профи.
Можно вступать в сообщества и собирать в этих сообществах профессионалов. Например, создать сообщество специалистов в области нанотехнологий или преподавателей сопромата.
Кто сейчас зарегистрирован в сети? Большая часть - учителя и ученики. Среди учителей уже есть четкое понимание необходимости ведения портфолио, использования платформы для дистанционного общения с учениками и родителями и для дистанционного обучения. Сейчас распространяются технологии смешанного обучения, особенно "перевернутый класс", проектные и исследовательские методики. Платформа не заменяет moodle, а дополняет его.
В сети регистрируются преподаватели и студенты с тех вузов, которые создали свою соц сеть с нашей помощью. Мы учим методике использования сети.
По поводу перевода и локализации - пожалуйста, все открыто - регистрируйтесь и присоединяйтесь к нашей сети. Мы открыты к взаимовыгодному сотрудничеству.
30-50 тыс. в год небольшие затраты. Меня беспокоит другое. Представьте: студенты даже одного города начнут создавать свои портфолио на вашем сайте! Омск - маленький город. Где то 15 ВУЗов от 5 до 15000 студентов в каждом. Грубо - более 100 тыс. студентов! Даже по 100 Мб на человека! И это, повторяю, один небольшой город.
Да и хранение данных на чужих серверах не каждому ректору понравится. Кто у нас облаками пользуется!? Ни один нормальный российский руководитель на это не пойдет!
Систему нужно устанавливать у себя. Можно ли вашу систему купить у вас и установить на собственный сервер?
Валерий, Вы правы, многие ректоры предпочитают создавать собственные, авторские системы для ведения портфолио и размещать их на своем сайте. Мы изучили несколько десятков таких сайтов. Очень жаль тех людей, которые потратили столько сил, средств и времени на решение типовой задачи.
Данная проблематика активно обсуждается с начала 2000-х во многих зарубежных научных журналах и на многих конференциях (мы же начинаем обсуждать только сейчас - жаль). В чем основные проблемы ведения портфолио на сайте вуза или встроенного в вузовскую систему для автоматизации/информатизации различных видов деятельности вуза:
1. Невозможно вести непрерывное портфолио. После окончания вуза студент теряет доступ к своему портфолио.
2. Низкий уровень программной реализации (создают программисты, которые слабо представляют себе состав, структуру, цели и задачи портфолио студента и преподавателя).
3. Крайне редко используются социальные инструменты и сервисы для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса. А ведь портфолио - это инструмент самопрезентации.
4. Многие педагоги слабо представляют назначение портфолио, психолого-педагогические особенности технологии портфолио. Особенно преподаватели технических вузов (к сожалению). Например: как оценивать динамику развития творческих способностей или уровня представленных образовательных достижений, как организовать рефлексию и антиципацию, как построить индивидуальную траекторию обучения на основе собранной студентом информации и пр. Следует отметить отсутствие заинтересованности со стороны преподавателей в создании и наполнении портфолио студента.
5. Нет заинтересованности и со стороны студентов. Работа серьезная. Вот если бы портфолио студента являлось основой карьерного портфолио, которое бы становилось конкурентным преимуществом при поиске работы - другое дело! Опять мы возвращаемся к проблематике непрерывного портфолио и размещения портфолио на открытом ресурсе, на ресурсе, который не зависит от вуза и открыт постоянно для обновления и дополнения, для просмотра работодателем, для размещения портфолио выпускника уже на сайте той организации, в которой работает данный студент после окончания вуза.
Это очень-очень коротко.
По поводу резкого увеличения объема информации при регистрации большого числа пользователей. Хороший вопрос, правильный и очень важный. Спасибо. У него уже есть технико-технологическое решение, над которым мы сами думали в первую очередь. Это, назовем так: "стрейч-хостинг". Здесь уже есть несколько конкретных решений, "заточенных" под ваши потребности. Обсуждается индивидуально с каждым вузом.
Поэтому руководители, которые заинтересованы в снижении затрат и использовании современных технологий, которые руководствуются интересами студента, а не желанием своих ИТ- специалистов создать новую и интересную им (специалистам) программу, приходят к пониманию того, что в данном случае следует использовать внешние сервисы, но получить права администрирования и модерирования. В этом и ответ на Ваш последний вопрос: да, можно купить и получить права администрирования.
И это уже стандартная мировая тенденция.
Надеюсь, что ответила на Ваши вопросы. Если же что-то не ясно - пишите, обязательно отвечу.
Svetlana Panyukova, хочется сделать несколько замечаний.
Очень жаль тех людей, которые потратили столько сил, средств и времени на решение типовой задачи.
Мы бы не ломали столько копий в этой теме, если бы это было действительно типовой задачей. Столько слов сказано, а мы даже не договорились о самом понятии "портфолио". Поэтому давайте обозначим и обсудим ключевые характеристики этого явления.
1. Невозможно вести непрерывное портфолио. После окончания вуза студент теряет доступ к своему портфолио.
Здесь есть смешение понятий. Портфолио, о котором говорите Вы - это пожизненный сбор достижений студента, которое может охарактеризовать его перед работадателем. Здесь основная заинтересованная в его развитии сторона - студент. Портфолио, о котором говорится в ФГОС 3+ - это набор материалов, подтверждающих достижения студента по ходу его "превращения" в специалиста, которое может предъявляться аттестационной комиссии или проверяющему при аккредитации, для доказательства того, что вуз не просто так стоит. Здесь заинтересованная сторона, как ни странно, - вуз. А поскольку у таких портфолио совершенно разные цели и заинтересованные личности, совершенно не ясно, как их можно объединить в рамках одной модели так, чтобы все остались довольны.
Мне, например, не ясно, зачем работадателю смотреть все работы студента с оценками, особенно с младших курсов - это слишком большой объём. Если уж работадатель и ранжировать портфолио по критериям, то по таким, которые важны для него, а не которые были придуманы в вузе. С другой стороны, для ГАК очень важно увидеть, что студент развивался равномерно в течение всего срока обучения, поэтому тут вполне возможно применение рейтингов (для соотнесения студентов, а значит и их итоговых оценок). Отсюда и нежелание вузов выносить портфолио за рамки своей информационной среды.
1. Невозможно вести непрерывное портфолио. После окончания вуза студент теряет доступ к своему портфолио. 3. Крайне редко используются социальные инструменты и сервисы для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Здесь как-то была очень обширная дискуссия по поводу того, каково место социальных сетей в системе электронного образования, и к единому мнению так и не пришли. Однако у меня в связи с этим напрашивается вопрос. Зачем студенту отдельный сервис для самопрезентации (портфолио), если у него уже есть страничка в социальной сети? Ведь именно это сейчас та самая учётная запись, которая действительно никуда не девается от ученика. Зачем плодить сущности? Давайте размещать портфолио непосредственно в социальной сети. Ну сделать, например, для этой цели приложение для вконтакта. Я думаю, что сервис портфолио должен быть завязан на учётную запись в социальной сети и тесно с ней интегрирован. Тем более, службы безопасности некоторых работадателей изучают "портфолио" сотрудника в социальной сети весьма тщательно.
Следует отметить отсутствие заинтересованности со стороны преподавателей в создании и наполнении портфолио студента.
А с чего им быть заинтересованными? Я уже предлагал здесь - вменять в обязанности руководителям дипломов консультации по оформлению портфолио. Из портфолио должна складываться оценка студента на защите, из оценок студентов - рейтинг научного руководителя, из рейтинга руководителя - его зарплата. Пока не высроится вся эта длинная цепочка, преподавателю портфолио студента будет не нужно.
4. Многие педагоги слабо представляют назначение портфолио ... Например: как оценивать динамику развития творческих способностей ....
Прежде чем говорить о динамике, следует в принципе говорить о подходах к измерению творческих (да и многих других видов) достижений. И здесь сервис портфолио не поможет ничем, пока не будет сформированы подходы к измерению. Давайте не будем преувеличивать возможности портфолио.
Svetlana Panyukova, идея описываемого вами сервиса понятна. Прошу прощения, не нашёл времени послушать Ваш вебинар и зарегистрироваться на обсуждаемом сервисе, поэтому мои замечания носят всё-же более теоретический характер. К несчастью, на фоне мировой любви к аутсорсингу, российские вузы пока почти не используют подобную схему оптимизации расходов. Поэтому и на этом форуме, где собрались, в основном, специалисты-энтузиасты, за копеешную зарплату реализующие для своих вузов информационные сервисы, стоящие сотни тысяч, в штыки воспринимают идею о том, что нужно за что-то платить. Таков уж волшебный мир бесплатного ПО. Отнеситесь к такому отношению с пониманием.
А чтобы сделать Ваш сервис более открытым для мира открытого ПО, нужно сделать слеюущее. Ваш сервис может оставатьс совершенно закрытым (хотя все здесь и понимают, на чём он сделан), но если уж вы и предлагаете интеграцию с moodle, все части для moodle должны быть открытыми. У вас на сайте должны быть в свободном доступе модули для moodle всех версий, а также подробная документация по настройке moodle и модулей на работу с вашим сайтом. Чтобы без всякой регистрации, дополнительной перепиской с вами любой мудловод мог бы настроить свой сайт, после чего, заключив с вами договор и оплатив за что-то там, мог ввести в окошка настроек пароль/ключ и всё бы сразу заработало. От того, насколько открыта будет документация и легка будет настройка moodle для интеграции с вами, и зависит насколько привлекательным для клиентов окажется ваш сервис. Вы же продаете сервис портфолио, а не услуги по настройке moodle на ваш сервис портфолио. Открытость документации для интеграции - это мировая практика коммерческих сервисов - так работают, например, зарубежные сервисы антиплагиата. И в этом процессе и должно быть видно ваше конкурентное преимущество - преимущества внешних коммерческих сервисов перед самостятельной настройкой открытых решений в том, что это проще, быстрее и надежнее. Докажите эти свои преимущества. Не помешали бы и образцы нормативной документации (но это уже не в открытом доступе) - типовое положение о системе портфорлио вуза, методические рекомендации по ведению портфолио, программа повышения квалификации сотрудников по вопросам портфолио, ведь без этого эффективное внедрение вервиса портфолио не получится. А суть аутсорсинга в том и заключается, что вам готовы заплатить за то, что вы можете сделать лучше и дешевле. Ну и не помешали бы истории успешного внедрения, когда аккредитующий инспектор оказался доволен ведением портфолио по ФГОС 3+ в вашем сервисе. Может быть нескольких подобных прецедентов было бы достаточно, чтобы существенно популяризировать ваш сервис. Может быть вам там какие-нибудь ниточки подёргать, ну или просто отправить запрос в минобр, чтобы вышло разъяснительное письмо, в которому указано, что допустимо использовать внешние сервисы портфолио, например ваш, для реализации требований ФГОС 3+. Это тоже будет важным фактором для сотрудничества с вами.
Основной вопрос от меня, чем же всё-таки ваш сервис лучше просто странички в социальной сети? Если не хочется публиковать всё на своей страничке, можно сделать для этого группу или встречу. Соц. сети уничтожили понятие домашней странички, поглотили функционал блогов, электронной почты и систем обмена сообщениями. Что вы можете им противопоставить?
Лично мне кажется, что использование только стороннего сервиса портфолио не сможет удовлетворить вузы сейчас. Возможно, приемлимым решением было бы ведение портфолио в ИС вуза с возможностью в один клик передать достижение во внешний сервис портфолио. Это очень близко по функционалу к кнопкам типа "опубликовать в контакте". В связи с этим предложение к сообществу такое. Здесь https://vk.com/dev/share_details описано очень несложное API для публикации страниц в соц. сети. Его сравнительно несложно приделать к какому-нибудь существующему модулю портфолио. Тогда студент после публикации достижения в ИС вуза перенесет его к себе в соц. сеть одним нажатеим. Но есть одно но - публикуемая страница с достижением должна быть открыта по некому url без необходимости входить в moodle, только так ссылку смогут просмотреть внешние пользователи (работадатели). Позволяют ли такое поведение обсуждаемые здесь модули портфолио?
Невозможно вести непрерывное портфолио. После окончания вуза студент теряет доступ к своему портфолио.
Я понимаю кто это говорит и зачем. На самом деле такой проблемы нет, по крайней мере для серьезных платформ работы с портфолио.
И преподаватель может в любой момент сделать бэкап своего курса Moodle, и студент в любой момент может сделать бэкап своего протфолио Mahara, а потом перенести его куда угодно. Только студенту легче, чем преподавателю. Бэкап курса Moodle можно восстановить только на другом сайте Moodle. Зато портфолио можно экспортировать в формате HTML и разместить его на любом сайте или в соц. сети, а можно - в формате Leap2A, который поддерживает не только Mahara, но и другие платформы.
Вадим, впечатлил Ваш подробный комментарий. Заметно, что Вы не новичок и серьезно углубились в проблематику.
Действительно, прежде чем выбирать инструментарий для ведения портфолио студента и обстоятельно рассуждать какой из них лучше, нужно четко определиться с целями и задачами, который этот инструментарий решает. Именно поэтому стоит обсуждать вопросы терминологии на форуме, помогать коллегам, чтобы потом "не было мучительно ...".
Со многими вашими предложениями полностью согласна и уже многое из предложенного выполнили. В том числе, в рамках работы по гранту РГНФ, который выиграл наш коллектив. Разработали методические указания, провели более сотни бесплатных вебинаров, опубликованы около трех десятков статей, написали монографию. Кратко на каждый из Ваших вопросов отвечаю на вебинаре для преподавателей и студентов вузов и очень подробно рассматриваю все эти вопросы на специальных курсах повышения квалификации, включающих 5 открытых вебинаров (бесплатных!). Прежде всего - определимся с понятиями "портфолио", "он-лайн портфолио", веб-портфолио".
Одна из первых наших публикаций на тему электронного портфолио: http://infojournal.ru/journal/info/archive/2-2007/ Тогда мы представили следующее определение: "Под е-портфолио
(электронный портфолио) будем понимать организованную обучающимся на базе
средств ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных
работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе
академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и
прогнозирования личных достижений вне образовательной системы".
С тех пор многое поменялось. Особенное развитие получили социальные сервисы. Поэтому вначале появилось понятие он-лайн портфолио, затем веб-портфолио и даже интерактивное веб-портфолио. Веб-портфолио в нашем понимании включает в себя: портфолио в виде
страничек сайта (личное, достижений, документов, отзывов), закрытое
интернет пространство для хранения файлов всех форматов, инструменты для
создания резюме, записных книжек, планов, ведения записей. Но главное -
все сайты - портфолио установлены на одной платформе в социальной сети, что облегчает доступ к информации и поиск портфолио пользователей. Подробней...
Портфолио-копилка включает в себя: личное портфолио, портфолио достижений, отзывов и документов. Каждый вид портфолио может содержать несколько разделов и те, в свою очередь, несколько страничек. Например: содержание разделов портфолио достижений:
Веб-портфолио формируется в виде многостраничного сайта. Под каждой страничкой пишутся комментарии и отзывы. Помимо этого, при желании, можно создать отдельные странички с отзывами. Например, на дипломную работу, на научную деятельность и пр.
Все свое портфолио студент и не должен открывать всем работодателям. У него должен быть выбор: 2 странички одному, 5 страничек другому.
Для проверяющего важно соблюдение ФГОС. Смотрим раздел ФГОС о ЭОС, которая обеспечивает: "формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие, посредством сети "Интернет"".
Нет противоречия между представленном в стандарте портфолио, как части ЭОС и непрерывным портфолио. Но в нашем случае предлагается другой подход: не перенести все материалы, накопленные студентом в портфолио из ЭОС вуза куда-то на другой сервис одним щелчком. Идея в том, чтобы вести его изначально в том сервисе, который позволяет в один клик отключить портфолио из ЭОС школы и в один клик внести в ЭОС вуза (и собрать в портфолио информацию не только из moodle) , потом в информационное пространство фирмы или любой другой организации.
По поводу информации для самостоятельной интеграции - правильная мысль, но мы регулярно обновляем систему. С другой стороны, в вузах регулярно обновляют moodle. Очевидно, что нужно будет каждый раз что-то делать. Хотя интеграция с moodle - пока не первостепенная задача, но, Вы правы - очень важная. И здесь потребуется кооперация профи и настройка типовых сервисов. Мы ищем этих людей и готовы к сотрудничеству.
Сервис портфолио не продается - это бесплатно. И мы не зарабатываем на подключении к Moodle, мы готовы сотрудничать в вузами по этому вопросу. Уже есть желающие. Готовы увеличивать наш коллектив.
По поводу примеров - мысль правильная. Через 4 года бакалавры, которые начали вести свое портфолио с этого года, покажут свои результаты. К системе подключено несколько вузов, будет что посмотреть.
Вопрос по поводу сервиса соц сетей. Мы противопоставляем этим сетям другую сеть. Выше уже писала немного об этом. Следует отметить, что к настоящему моменту уже существует несколько отечественных сервисов для ведения портфолио. Самые распространенные: nsportal.ru, proshkolu.ru и другие. Можно сравнить.
В завершение еще раз хочется отметить необходимость взаимовыручки и взаимопомощи в этих сложных вопросах. Надеюсь, что мои разъяснения кому-то были полезны.
Алексей! Зачем же вы так? Почему вы не заметили, что ВСЕ пользователи создают свое портфолио бесплатно! Об этом тоже в методичках не написано. В методичках вообще про методику написано. Для сравнения -
установка в вузе систем типа tandem - стоит несколько миллионов.
И что же вас испугало? Про стоимость всех дополнительных сервисов ЧЕСТНО написано сразу на первой странице. В других странах подобные проекты стоят значительно дороже. Мы это тоже детально изучили.
Действительно, дополнительный сервис - выделение соцсети для организации - платная опция. Аж целых 3 тыс рублей в год на организацию. Мы понимаем, что это слишком мало, но все члены нашей команды согласны работать за небольшую зарплату, всем очень нравится сама идея проекта и у нас работают настоящие энтузиасты и настоящие профессионалы. Приглашаю! Вы же, Алексей явно из тех людей, которым не нужно платить много за труд?
А на научные гранты проводится только научная работа. Мы ее и выполнили, разместили все методички бесплатно, бесплатно проводим вебинары. Приходите, в начале января в каникулы опять начнутся вебинары для учителей школ. Готовы видеоролики (бесплатно). На этой неделе будет опять вебинар для преподавателей вузов. Но это уже будет проведено по заказу одного вуза в рамках КПК. Могу подключить. Бесплатно.
Удивляюсь!!!! Сделали такое дело за свои деньги, предлагаем бесплатно, так опять не так. Бог с вами.....
Светлана Валерьевна, я же написал, что никого не хочу обидеть. Просто привел для справки несколько цифр для сообщества. Низкий Вам поклон за Ваш труд.
Про стоимость всех дополнительных сервисов ЧЕСТНО написано сразу на первой странице.
Только вот на главной странице нет ничего про стоимость.
Вы же, Алексей явно из тех людей
Зачем же на личности переходить, делая какие-то нелепые оценки. Последнее дело... Но Вам видней...
Однако, тема несколько выбилась из русла обсуждения портфолио.
Постараюсь ответить сразу на несколько вопросов.
Алексей! Мы ведем разговор про портфолио и про системы, которые помогают создавать портфолио. Но вас все время тянет на стоимость, Она есть сразу, на первой странице - http://4portfolio.ru/view/view.php?t=0TP6ZDwbpQyrlAJxCSH9. И это стоимость на ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ услуги.
Но еще и еще раз повторяю - создание портфолио является бесплатной опций. А выделение мимнисоцсети вуза - стоит просто копейки.
Мы все время говорим о том, что труд должен быть оплачен, а когда люди что-то реально полезное делают - платить не хотим. Но это лирика.
Сложно сказать очень коротко о том, о чем я рассказываю несколько часов на вебинарах. Но постараюсь. По поводу портфолио.
Несколько лет назад, примерно с 2004 года педагогическая общественность (изучаю опыт таких стран, как Великобритания, США, Германия, Япония, Италия и др. почти 20 лет) активно обсуждали вопросы ведения непрерывного портфолио, которое было бы НЕ зависимо от учебного заведения. Портфолио, которое можно и нужно вести на протяжении всей жизни. В обсуждении приняли участие очень многие известные ученые и фирмы - производители ПО для системы образования. Знаю основные особенности самых распространенных зарубежных систем для автоматизации (информатизации) всех сторон жизнедеятельности образовательного учреждения. Многие из из них имеют очень качественные модули для создания и ведения портфолио, для реализации технологии портфолио. НО..... При переходе в другие учебные заведения, после окончания школы или вуза - портфолио пропадает!!!!! И много лет шли активные дискуссии по поводу того что делать и как быть? И ученые, и практики пришли к однозначному выводу, что портфолио НЕ должно зависеть от системы, установленной в конкретном детском садике, школе, вузе, фирме. Человек должен иметь СВОЕ портфолио, вести его, заполнять не зависимо то того какая система установлена (переустановлена, обновлена, снесена - нужное дополнить) в данном ОУ.
С начала 2000-х годов появились первые системы для ведения онлайн портфолио, которые не зависели от образовательных учреждений. В свое время я их активно изучала. Понимая необходимость создания подобной отечественной системы постаралась донести эту мысль самых известных отечественных ИТ компаний. Провела много встреч с представителями этих компаний, с руководством. Пыталась объяснить необходимость создания отечественной системы (сети, конструктора, части известных систем) для конструирования и ведения портфолио на протяжении всей жизни. Но технари (я и сама закончила МЭИ, хотя доктор пед наук специализируюсь на комплексной информатизации вуза), не понимают, в принципе, зачем нужно портфолио и что это такое.
Не понимают и все!!! Пришлось самой собрать команду программистов (я в то время работала проректором по информатизации в Ит-шном вузе и в моем подчинении работала очень сильная команда), которой целых полгода пришлось объяснять что я хочу. Мы собрали команду, провели анализ нескольких оболочек, изучили как их используют в самых разных странах, выбрали то, что нас больше всего устраивало. Следующий этап - юридический. Все не просто. Следующий этап - продвижение. Еще сложнее. Получился продукт. Приглашаешь на готовую платформу и бесплатно! Находятся чудики, которые думают, что самим этот путь пройти проще. Потом приходит понимание своих ошибок - мы не обижаемся. Иногда нужно самим набить шишки, чтобы понять истину.
Во многих вузах идут по пути создания своих "самоделок" - конструкторов портфолио. таких вузов много, все жалуются на нерадивых студентов. Это вообще-то стандартный путь из категории "скупой платит дважды". Сначала все радуются, но потом понимают, что портфолио, которое размещено на портале вуза - не является собственностью студента. Это временное явление. Он через год закончил вуз и? Дальше что? Но ведь портфолио - это не просто копилка документальных подтверждений успехов и побед. Мало кто понимает дидактический потенциал технологии портфолио, да и о возможности дистанционного взаимодействия не многие знают. И речь идет не о взаимодействии в одном регионе, не о в двух регионах!
Портфолио новая для нашей страны технология. В школах о ней уже известно, а вот вузы серьезно отстают в понимании специфики, философии, целей, задач, функций портфолио. Но нужно четко понимать, что ведение портфолио студентами вуза на порядок важнее, чем портфолио школьника. Но об этом уже на вебинарах.
ПРИГЛАШАЮ!!!
Коли поминаются различные элементы курса, так почему бы и про форум не вспомнить?
В зависимости от требований, тоже вариант.
Формат "Каждый открывает одну тему" ( Каждый открывает одну тему - каждый студент может открыть только одну новую тему обсуждения, ответить на которую может каждый.)
И файлы загружать можно, и оценки ставить и т.д., что в теме поминалось. Хорошо прописать шкалы, условия доступа и разрешения ролей и...
Вот разнесение по заранне спланированным компетенциям - сложно, поди.
Если их немного, то по форуму на компетенцию)))
Виталий, Вы правы в том, что от нас требуют исключительно "численных" результатов обучения, в то время, как портфолио позволят провести и качественную и количественную оценку образовательных результатов. Портфолио - это не только инструмент для аутентичного оценивания, это инструмент для рефлексии, антиципации, для представления результатов в различных видах деятельности, для выявления склонностей, предпочтений, интересов, проблемных зон. Это сервис для самопрезентации, для размышления (!), для выявления динамики развития различных способностей (в том числе, с помощью таксономии Блума), для построения индивидуальной траектории развития. Веб-портфолио - это еще и комплект социальных сервисов для общения, взаимодействия.
Приглашаю на мои бесплатные вебинары - все расскажу более подробно и детально. Вебинары будут проходить в начале января. Пока планирую пять вебинаров, но есть заказ на отдельные вебинары по зарубежному опыту, проектной деятельности, смешанному обучению. Проведу либо в виде вебинаров, либо запишу видео.
Информация на первой странице сайта 4portfolio.ru. Запись на вебинары самостоятельная, число мест ограничено.
10 дек (среда) с 17.30 -19.00
Тема: Инструменты и сервисы социальной сети 4portfolio.ru
для дистанционного обучения, представления образовательных результатов,
ведения веб-портфолио и профессионального развития преподавателей. Ссылка: http://b21480.vr.mirapolis.ru/mira/Do?id=97&s=kAk0ZG8Qr6hxdwebq8hf&type=LightWeightRegistrationFrame&doaction=Go
Эм... Я как то не знаком с требованиями ФГОС3, но у нас я просто поставил модуль "Портфолио" и, собственно, все. Не помню только, он на русском, или я его переводил - уже чем только не занимался в последнее время... Но выглядит как то так:
Разумеется, ни на одного студента портфолио не заполнено - как правильно здесь заметили, студенты даже зайти файл скачать ленятся. Впрочем, преподавателей тоже силком загонять многих приходится, активность наблюдается только за неделю до смотра УМК (администрация хоть как то пытается их пинать по этому поводу).
Игорь, речь идет об этом плагине?
Да, он самый
Попробовали. Установился без ругани на 2.7.3. Но вот не видно ни где его у учителя. Под админом есть и создается всё. При чем если переключиться к роли учителя или студента тоже видно. А у учителя нет.
Еще вопрос Игорь, на скрине у Вас в блок вынесено. Это обычный блок или создавали свой какой-то?
Эм... Я не понял... У нас версия 2.4.11 и модуль установился без проблем.
Я, честно говоря, уже не помню = то ли он сам появился при установке, то ли как то я его настраивал... Но вот сейчас смотрю стандартными способами - его нет в списке "Добавить блок"...
Сейчас еще посмотрю поподробнее...
---------
А... опять туплю (что то в привычку стало входить, надо на отдых...) - естественно, если блок уже стоит на странице, то он в списке уже не отображается...
Честно говоря, с ролями не разбирался даже... Но и у преподавателя, и у студента он виден. Однако он индивидуальный, то есть преподаватель не может посмотреть портфолио студентов... Нсли только кто то не дал к нему доступ.
И, кстати, там есть экспорт своего портфолио, так что студент ,при желании, может его скопировать в формате SCORM.
Я поставил это блок. Перевел его. Сейчас разбираемся.
По крайней мере в нем есть все что надо. Студент сам формирует свое портфолио, включающее свои данные, документы, ссылки и примечания. Те документы, на которые он хочет получить отзыв он может сделать доступными кому хочет по списку или всем.
Преподаватель не может создать свое портфолио, но может написать отзыв на работу студента. То что и надо!
Есть еще блок компетенции. Будем изучать и его!
Валерий, Вы про какой блок говорите? Portfolio? Вы сделали локальный перевод? Помогите пожалуйста доделать глобальный перевод, там немного осталось, я начал, но еще не доделал. Чтобы при обновлении системы сразу перевод был. А с репозиторием компетенций однозначно нужно разбираться, что и делаем. Очень нужный блок. Там тоже перевода нет полного.
Я поставил два блока: Exabis E-Portfolio и Exabis Compitencies.
Первый блок формирует портфолио студента. Его можно установит на главной странице и студент, вошедший в систему под своим именем, получает к нему полный доступ. Создается портфолио, состоящее из личных данных, текста, ссылок и медиа вложений. Это для его внутреннего потребления.
Любые документы студент может сделать видимыми или всем или конкретным людям. Например, своим преподавателям. Последние получают возможность дать рецензию на его материалы.
Второй блок устанавливается в конкретные курсы. В него импортируется таблица компетенций (есть пример на сайте разработчика). Каждая компетенция связывается с заданием или тестом и определяется, при каких условиях (процент выполнения) студент получает компетенцию.
Блоки связаны между собой, так что студент, формируя портфолио, может сослаться на компетенции, полученные при выполнении конкретного задания.
Блоки я почти полностью перевел, создав локальный перевод. Сейчас разбираемся, как все работает.
То что используете вы, я еще не видел. Тоже скачаю и поставлю.
Жан Фрюите, автор известного супер-модуля Реозиторий компетентностей недавно выпустил новый модуль СheckSkill. Это развитие созданного на базе модуля CheckList его предыдущего модуля CheckList+. Там студент может декларировать свои компетентности, прикрепляя файлы и делая ссылки на размещенные в интернете источники, в том числе и на свое портфолио.
Алексей, вы ставили у себя блок портфолио? Если да, блок работает нормально? Когда преподаватель создает поля для заполнения, все хорошо, но студент, когда начинает заполнять разделы, не может прикрепить файл. Стандартные команды для форматирования не появляются, внизу крутится значок что вот-вот и появится команда "Прикрепить файл", но команда так и не появляется. Если можно, опишите как вы работает с этим блоком. Спасибо!
Что меня устраивает в этом блоке:
1. возможность поставить оценку
2. возможность сохранения портфолио в формате pdf
3. возможность распечатки или текущей страницы портфолио и всего портфолио
Мария, блок пробовали, но не стали использовать, поэтому поделиться опытом по его использованию не могу. Портфолио реализовали через стандартный элемент База данных, там и оценки также можно ставить, но мы не оцениваем достижения, а просто подтверждаем. Там есть кнопка Подтвердить. Пока тестируем.
А какую структуру вы сделали для портфолио? Пока наши деканы окончательный вариант не приняли, но есть вот такая схема (см. файл) Подразумевается, что эту структуру студенты будут заполнять все года обучения в вузе. Портфолио надо будет не только хранить, но и выгружать. База данных поддерживает выгрузку в формате csv, но получается не очень удобный вид.
Вы сделали запись в БД доступной для просмотра всем студентам или студенты не могут видеть чужие записи?
Много вопросов , к концу учебного года надо представить уже работающую информационную систему со всеми оценками, стандартами, портфолио и т.д.
Структура, похожа на Вашу, разбита по виду деятельности, учебная, спортивная, культурная, общественная. На каждую группу свое портфолио-курс. Работы после подтверждения становятся видны другим студентам.
Мария, блок пробовали, но не стали использовать, поэтому поделиться опытом по его использованию не могу. Портфолио реализовали через стандартный элемент База данных, там и оценки также можно ставить, но мы не оцениваем достижения, а просто подтверждаем. Там есть кнопка Подтвердить. Пока тестируем.
Я бы назвал этот модуль "микро-портфлио" потому, что оно делается для одного преподавателя по установленной им форме.
Почему, там студенты сами заполняют для себя, что считают нужным.
У меня после окончания университета остались старые конспекты... А что останется у выпускника, когда доступ в Moodle ему закроют?
Должно остаться портфолио. Одним кликом можно скопировать из Moodle в Mahara любую свою работу. И не только, чтобы показать ее кому-то, а и для себя.
Каждый человек должен иметь свой дом, а каждый участник е-обучения - свое пространство, в котором он хозяин, а все остальные - гости. Хозяин сам решает как обустроить дом, кого в какую комнату пускать и с какими правами.
Можно не только копировать свои работы из Moodle в Mahara, но и наоборот: делать работу (например, Задание) в Mahara, а преподавателю курса Moodle давать ссылку и доступ, чтобы он его оценил.
Одним кликом можно скопировать из Moodle в Mahara любую свою работу. И не только, чтобы показать ее кому-то, а и для себя.
Так в этом модуле экспорт тоже есть. Правда ,я толком не разбирался, как он работает, нас пока этим не напрягают, это я на будущее установил...
Здравствуйте, коллеги, согласна с Alexandre Scherbyna, что портфолио не должен быть замкнут внутри MOODLE, это своего рода фрагмент персональной среды студента, и хорошо бы, чтобы он был жизнеспособным и в последующей профессиональной деятельности. Все зависит, конечно, от целей, которые мы преследуем, когда создаем портфолио студента - одно дело способствовать профессиональному развитию студента (т.е. выполнять положенную портфолио функцию), а совсем другое сделать некий элемент (курс или что-то типа этого), который подлежит автоматизированной оценке.
По-моему, коллеги, мы спутали две совершенно отдельные вещи, обозначенные в новых требованиях ФГОС - оценивание успеваемости студента, рейтинг и, собственно, портфолио. Оценка за портфолио, бузусловно, может входить и в итоговое оценивание, и еще в какие-то виды. Но не надо все валить в одну кучу, как мне кажется.
Как вы относитесь к идее вообще не привязывать портфолио к конкретной среде, а задать структуру, объявить требования, и позволить студенту самому выбирать, где разместить портфолио? Сложности в этом случае вижу две - 1) сложно автоматизированно оценить, 2) придется подумать об обучении работе в разных средах.
Вопрос и для нас сверх-актуальный (ОмГПУ). Внимательно буду следить за дискуссией.
Еще мысль пришла может быть установить некую среду (предположим Mahara) для рагиональных вузов. Вот у нас в Омске есть, например, организация, ОмРЭУ (Омский региональный электронный университет), может быть в ее рамках подумать об объединении усилий? Омичи, вы как?
А на федеральном уровне не грядут ли какие-то предложения по этому поводу? Кто-нибудь в курсе?
портфолио не должен быть замкнут внутри MOODLE, это своего рода фрагмент персональной среды студента, и хорошо бы, чтобы он был жизнеспособным и в последующей профессиональной деятельности
Я больше скажу... Ключевое слово фрагмент персональной среды студента и мне, если честно, совершенно непонятно, почему этим должны заниматься кто угодно, только НЕ САМ СТУДЕНТ.
К чему идем... кого учим... А потом нам производственники говорят - Кого вы готовите, они двух слов связать не могут и не знают, в какую сторону гайка закручивается...
Конечно, наполнением портфолио должен заниматься сам студент. Делать это за него - это все равно, что за него сдавать экзамены.
Елена! Вы абсолютно правы. Портфолио - это копилка личных достижений и эту копилку собирает сам студент.
И каждый вуз не должен изобретать велосипед, необходимо объединение усилий. Причем усилий не двух-трех вузов. Региональная соцсеть нужна, но не решает всех задач, которые может решить всероссийская сеть. Именно поэтому мы создали сеть 4portfolio.ru. Приглашаем всех и всем рады. Ведение портфолио для всех пользователей - бесплатно!
Мы понимаем, что технология новая и в вузах нашей страны пока не распространенная. Мы собрали специалистов, которые готовы делиться своими знаниями. Проводим вебинары (уже более 100 вебинаров провели за 2 года), разработали методички, написали более 30 публикаций по этой тематике в самых разных журналах, регулярно выступаем на конференциях. Приходите, задавайте вопросы, спрашивайте. Мы прошли этот путь и с удовольствием делимся своими знаниями. И будем рады новым членам нашей команды.
По поводу перемещения наиболее удачных работ студентов. Многие вузы хотят, чтобы работы студентов из moodle попадали в портфолио. И для реализации данной задачи есть специальный плагин. Но для каждого вуза его необходимо настраивать. Мы готовы к сотрудничеству с вузами в этом вопросе.
Многие вузы хотят, чтобы работы студентов из moodle попадали в портфолио. И для реализации данной задачи есть специальный плагин. Но для каждого вуза его необходимо настраивать.
Наверное, Светлана имела в виду технологию единого входа (SSO). Планины аутентификации MNet изначально присутствуют и в Moodle, и в Mahara. Нужно только их настроить, чтобы объединить два незивисимых сайта: Moodle и Mahara в единый Mahoodle. Но здесь правильней говорить о сайтах, а не о вузах.
Да, вы правы, Александр. Есть одна тонкость - под каждую версию той и другой системы - свой плагин.
Елена!
Отвечаю на Ваш вопрос о создании единой сети для ведения портфолио от дошкольника до студента и преподавателя - это 4portfolio.ru. Регистрация и создание своего сайта- портфолио - бесплатные.
Здесь форум Moodle, а не место для рекламы других проектов, поэтому многократное упоминание 4portfolio.ru представляется, по крайне мере, нескромным.
Известны и "другие системы", и "другие сети" для обсуждения....
На настоящем форуме ведется обсуждение организации портфолио в Moodle, извините
Полностью согласен с Алекс.
Светлана Валерьевна по-моему, уже перебор со спамом и рекламой своих вебинаров. Ну раз, сказали, ну два, но сколько можно спамить-то.
Спасибо Алексей!!!
Бесплатный вебинар профессора спам?
Еще раз спасибо на "добром" слове!
Удачи в незнании.
может быть установить некую среду (предположим Mahara) для рагиональных вузов
Но если Mahara будет общей для нескольких вузов, то и Moodle получается тоже общий (см. мой пост выше). Приходится выбирать одно из двух: или интграция с Moodle, или сайт Mahara (4portfolio.ru) общий для всех.
А может быть кто-то знает, как подключить каждого пользователя 4portfolio.ru к его собственному Moodle-у ?
Так уточните, пожалуйста, действительно ли к 4portfolio.ru подключено не один, а множество сайтов Moodle ? Действительно ли студенты могут одним кликом мышки копировать информацию непосредственно со своего сайта Moodle на ваш 4portfolio.ru ?
Александр, для того, чтобы был возможен перенос результатов работ студента из Moodle в портфолио необходимо установить специальный плагин для конкретной версии moodle в вашем вузе.
Светлана, я просил уточнить: действительно ли... Но вы на мой вопрос не ответили.
Я понял почему и с другими участниками диалог не очень складывается. Вы - доктор педагогических наук, а на этом форуме собрались технические специалисты, которые интересуются конкретными техническими вопросами. Вы, как я понял, на них ответить не можете. Ну ладно. Спасибо, что педагогическую составляющую нам прояснили.
Александр, уточняю: действительно к 4portfolio.ru можно подключить множество сайтов Moodle. Но для это необходимо подключить каждый сайт по отдельности. Давайте с вами попробуем подключить сайт вашего вуза? Пишите лично.
По поводу технических специалистов. Закончила МЭИ, преподавала много лет в техническом вузе, моя педагогическая специализация - информатизация образования. Приходится быть "переводчиком" между технарями и гуманитариями. И те и другие считают нас - информатизаторов чужими. Уже привыкла.
Технари уверены, что главный вопрос как (имеется в виду технологии) решить ту или иную практическую задачу, а педагоги ставят вопрос иначе: ради чего. С пониманием тяжеловато. Ничего, прорвемся.
Бесплатный вебинар профессора спам?
Вы-таки, поскольку профессор, постарайтесь не путать вебинар и рекламу вебинара. Это раз.
Из Ваших сообщений, извините, сделать вывод о Вашей квалификации пока вряд ли представляется возможным. Таки тут не отдел кадров. Чем и приятно сетевое общение. Работать "на стыке" может быть и интересно, может быть и продуктивно, но может быть и выгодно: "жене сказал, что пошёл к любовнице, любовнице сказал, что пошёл к жене, а сам на чердак и работать, работать, работать..." То бишь с технарями быть педагогом, с педагогами - технарём и не дай бог с технарями затронуть технический вопрос без возможности сослаться на педагогическое профессорство - можно спалиться.
Извините, не хочу обидеть, просто пытаюсь отталкиваться от того, что есть в этой теме. В других-то Вы пока еще не проявились за три дня присутствия в системе.
Виталий, а кто вам дал право на словесную распущенность? Уровень вашей квалификации?
О моей квалификации: http://4portfolio.ru/user/view.php?id=25
Это первое. Второе.
Сообщение об этой дискуссии появилось в fb в сообществе Профи ДО. Наконец-то и в нашей стране стали обсуждать эту тему! Но рано радовалась. Стало ясно, что большая часть людей не знает о портфолио практически ничего, но активно обсуждает какие платины нужны.
Это же не правильно!!! не профессионально! Например, обсуждаем как и из чего сделать люльку (из какого материала, куда повесить -поставить и пр), не зная о физиологических особенностях ребенка и потребностях матери.
Вебинар прошел, кто хотел узнать что такое портфолио, его современная трактовка, цели, задачи использования, структура и содержание, применяемый инструментарий - тот узнал.
В одном из первых постов есть запись моего выступления на конференции. Там есть краткая информация со сущности портфолио.
Тот кто хочет задать вопросы - всегда с удовольствием делюсь свои знанием и опытом- пишите лично, можно в любой соцсети.
Уже не хотел разводить флуд, но подпишусь под комментарием Виталия. Совершенно согласен, что вебинар и реклама вебинара, это разные вещи, а о словесной распущенности, конечно может судить только, автор самых длинных постов
И не нужно здесь мериться квалификацией, а то дойдем до того, что будем обсуждать как слово "неправильно" пишется. Давайте лучше про организацию портфолио через Moodle.
Алексей, жаль, то вам не известно понятие "словесная распущенность" и не известно как пишется в зависимости от контекста "не правильно" и "неправильно". Удивляют и странные команды. В профессиональной среде откровенное хамство не приветствуется.
Поэтому давайте вернемся к профессиональному диалогу и обсуждению сути вопроса.
Спасибо. Тогда можете ли вы сообщить что-либо о плагине, с помощью которого вы по отдельности подключаете сайты? Если он стандартный, то как называется? Если сами сделали, то как? На основе чего?
Александр, плагин стандартный, но есть не для каждой версии Moodle. Требуется настройка. Пишите лично, все объясним.
Боже! Как трудно получить информацию от профессора! Я думал вы не отвечаете на вопросы потому, что не знаете ответа. Оказывается - не хотите отвечать (а может и то, и другое). Даже имя стандартного плагина и то держите в секрете! Теперь мне все ясно, я больше вопросов задавать не буду.
На этом форуме люди делятся информацией, помогают друг другу. Вы же занимаетесь исключительно распространением информации в рекламных целях. А я, наивный, даже спрашивал, можете ли вы поделиться переводом Mahara...
Александр! Какой же вы странный! Давайте общаться на профессиональном уровне. Пока это разговор ни о чем. Я же Вас просила написать личное сообщение, чтобы не засорять ветку.
Любой профи отлично понимает, что для ответа на ваш вопрос нужно, как минимум, знать вашу версию moodle. Там много разных тонкостей, о которых всем читателям совершенно не интересно знать. Но а если интересно, то готова написать об этом подробней.
Еще раз подчеркиваю, что плагин не один, не под все версии Moodle они есть и не под все версии подходят. Это первое, затем нужна локализация подходящего плагина, настройка. Но опять же нужно понять к чему вы подключаетесь, какая версия, что у вас установлено, что и как вы хотите установить. Здесь нет и не может быть односложного ответа: плагин такой-то. Нужно понять четко вашу конкретную ситуацию. Например, как ответить на вопрос: "Какой мне купить холодильник - назовите марку!!!" И...???
Зачем же такие детские, эмоции? Ничего не понимаю. Мы же взрослые люди. Обсуждаем проблематику интеграции с moodle систем для ведения портфолио. Возможны самые разные варианты. Ваш вариант какой? Почему не хотите ответить? Все вокруг и около.
Готова ради вас организовать совещание со своей командой. Ведем серьезный разговор, обсуждаем чем вам помочь, подключаем тех
наших специалистов, которые занимаются непосредственно вопросами
настройки. Нам тоже полезен этот опыт. Но нам нужны ваши исходные данные. Если у вас их нет или вы сами не знаете что вы хотите, то о чем разговаривать? Давайте профессионально подходить к решению проблем. От вас четкие исходные данные, а мы уже думаем чем вам помочь.
По поводу перевода - у нас нет перевода, есть полностью локализованная и переработанная версия, которую непрерывно дорабатываем и обновляем. Увы.
Это вы ходите водите вокруг да около и говорите ни о чем. Сначала говорили об одном плагине, теперь их уже стало несколько.
Я написал выше, что подключаю Mahara к Moodle через MNet. Этот плагин входит в состав и Mahara, и Moodle. Значит какой версии вся программа, такой же и входящий в ее состав плагин. Вы пишете, что для разных версий Moodle надо использовать разные плагины. Извините, не верю! Но, раз вы настаиваете, скажу, что Moodle у меня последней версии - 2.8.1+.
Вы на этом сайте зарегистрировались 4 дня назад, а я - без малого 10 лет. Поэтому хочу вас проинформировать, что на этом форуме преимущественно обсуждаеют как раз те тонкости, которые, как вы считаете, "засоряют ветку". И наоборот, обсуждение, подобное этому, здесь большая редкость.
Перевода нет, а локализованная версия есть . Информирую вас, что русский перевод представляет собой набор файлов, архив с которыми можно было бы легко прикрепить к вашему следующему сообщению на этом форуме.
Я тоже не припомню за всю историю форума обсуждения подобного этому. Ну я думаю, все уже теперь имеют четкое представление о системе 4p... и уважаемом профессоре.
Над последним сообщением Светланы от души посмеялся, спасибо за поднятие настроения
"Не засорять ветку" - супер!
Алексей, не удивляйся......
Можно предположить, что данный посетитель форума раньше общался с другой аудиторией, где все, о чем он говорит, воспринимается истиной в последней инстанции.
Алексей Пигузов! А вот нам в беседе с Валерием Сергеевичем и, особенно с Александром Рудольфовичем, будет точно не до смеха. Интернет-хулиганство - это не смешно. Здесь не формируется, а проявляется информационная культура. И хотя это не школьный интернет-клуб как воспитательная организация, но иногда хамов нужно ставить на место. (Это про ваши изыскания?)
В Виртуальных сообществах существуют обычные правила поведения.
Недопустимо в общении между коллегами, между преподавателями (и особенно между
специалистами в области воспитания!!!) неприкрытое хамство. Это не
украшает мужчин, особенно в общении с женщинами.
Надеюсь, что "мужества" хватит не только для гадостей, но и для извинений.
Александр, так и не дождалась от вас конкретики, поэтому привожу перечень:
подключение к Moodle возможно только для Mahara 1.2+ и определенных версий Moodle (2.0, 2.1, 2.2).
Список плагинов: 1) Local-Mahara (Moodle plugin)
2) Mahara Portfolio assignment (Moodle assignment type)
3) Outcomes Artefact (Mahara plugin)
Для Mahara 1.10 и Moodle 2.3 есть плагины
1) Submission plugin
2) Feedback plugin
Но работоспособность плагинов надо тестировать для каждой подверсии (например, у Moodle 2.3 есть подверсии 2.3.5, 2.3.+ и т.д.)
Спасибо, но я не думаю, что кто-то станет использовать Mahara1.2+ если актуальной является версия Mahara 1.10. Но если она имеет плагины только для Moodle 2.3, с которым уже давно никто не работает, то я не знаю какая может быть польза от всего этого. Со времен выхода Moodle 2.3, кажется, прошла целая эпоха.
поделиться переводом Mahara
Доступные переводы здесь: http://langpacks.mahara.org/
Спасибо, Вадим. Эту ссылку я знаю. Просто, когда я последний раз смотрел там русский перевод он был неполным.
Начинаю вебинар, присоединяйтесь.
Одна просьба- вопросы только после вебинара.
Елена, полностью с Вами согласна, что многие стремятся максимально формализовать состав и наполнение портфолио. Вы спросили про рекомендации свыше. Четких рекомендаций пока нет.
По вопросу формализации портфолио. Хотела бы привести такой пример: http://obrazshkola.ru/?page_id=641 Это для портфолио учителя, Но помогает понять, что содержание и наполнение портфолио вопрос серьезный.
Очевидно, что содержание, структуру портфолио студента и преподавателя следует учитывать при обсуждении технико-технологических вопросов. В данном случае стоит отталкиваться от сути портфолио, в котором бы собирались работы и преподавателя, и студентов, представленные в Moodle. И это задача, которую одному техническому специалисту сложно решить. Поэтому нужна кооперация профессионалов.Само-по-себе портфолио меня на данный момент не особо интересует, просматривал тему для общего развития. Так вот касаемо именно "портфолио" ничего нового из Ваших сообщений, простите, не узнал. Но твёрдо и наверняка запомнил сайт 4р... и то, что Вы профессор. Я Вас и вас не знаю; ни в антирекламе, ни в рекламе не заинтересован. Но информация осталась именно та, что назвал. Как это удобнее расценить? Как упущение педагога или достижение продакт-манагера (рекламщика)? Подчеркну, что никаких личных отношений не имею. Всё основывается только на представленных в теме материалах (без ссылок).
Виталий Фёдорович, спасибо за поздравления, правда не поняла за что. Откровенная грубость тоже не поняла за что. Отвечать не собираюсь, хотя после стольких лет в армии могу. Виртуальность общения не повод для выхода негативных эмоций и комплексов.
Рада, что вы знаете что-то о портфолио, очевидно, что вам есть что рассказать. Хотелось бы узнать о вашем опыте. Расскажите нам. Это же всем в этой ветке интересно. Пока не нашла: http://anchem.pro/apraksin.
Краткое описание нашего опыта использования технологии веб-портфолио: http://opitrgrtu.blogspot.ru/
Очень хочется подчеркнуть, что подумывая варианты написания специальных программ для использования в портфолио работ студентов, представленных в moodle и отзывов преподавателей об этих работах, написанных в форумах moodle, необходимо понимать, что портфолио создается и наполняется не только этими материалами.
Какие еще варианты портфолио используются в других вузах? Может кто-то разместить ссылки?
Светлана Валерьевна, грубость и пр. эмоциональные проявления предполагают личное отношение. Соответственно, в данных условиях они априори невозможны ввиду отсутствия у нас с Вами таковых отношений. В верхних сообщениях я неоднократно это подчеркивал. Ну что Вы, чесслово. Коли воспринимаете что-то в качестве оскорбления, то, как Светлана Валерьевна, примите, будьте снисходительны, мои извинения. Светлану Валерьевну оскорблять или высказывать какое-либо мнение о ней я не имею ни права ни намерения. Всё сказанное относится исключительно к участнику форума "Svetlana Panyukova".
p.s. выкладывать ссылки на других участников форума не вполне тактично.
Я предлагаю Алексею Дьяченко, как модератору этого форума (и курса), почистить эту дискуссию от "личностных сообщений - упреков, обвинений и т.п.".
Зачем давать повод новым "членам клуба" думать, что у нас всегда и всё именно так...?
Давайте жить дружно! (c)
Александр, полностью Вас поддерживаю.
Давайте обсуждать существо вопроса.
Александр Анисимов, как мне кажется, характерной особенностью нашего форума является практически полное отсутствие модерации. Пусть уж лучше слова участников обсуждения останутся в том виде, в котором они есть, а потомки уже сами сделают выводы, кто был прав ))
предлагаю закрыть тему административно или добровольно игнорировать. уровень гадости давно превысил уровень сомнительной пользы. Кому оно надо, такое развлекалово?!
я когда-то делал интеграцию и снял видео. Прежде чем ставить сервис Mahara, есть смысл посмотреть, насколько возможности покрывают ваши требования к портфолио.
Мы долго искали подходящий тул для портфолио - от встроенной Вики до Махары, остановились на плагине
Exabis: https://moodle.org/plugins/view.php?plugin=block_exaport
Работаем с ним года два, есть тьюториалс для студентов и преподов, с удовольствием поделюсь.
Lada, будем очень признательны. Поясните для чего конкретно используете, есть ли статистика, основные недостатки какие? Перевод есть ли?
Вот это действительно ценное предложение!!!
Кстати да, я тоже в свое время этот блок ставил. Правда, два блока портфолио на одном сайте это многовато, а поскольку интереса ни один не произвел - то удалил его. Правда, не помню, с чем выбор был связан... Кажется, какой-то блок не заполнялся, я им на ломаном переведенном на сайт отправлял вопрос, но мне не ответили.
А второй блок Exabis Competentions вы используете?
Я уже писал, что блок Exabis E-Portfolio я поставил, перевел и сейчас изучаем. Считаю, что он вполне подходит для работы! Так как устанавливается на сайт ВУЗа. Другие варианты с ведением портфолио на внешних сайтах неприемлемы.
Если вы работаете уже два года, может быть у вас есть готовые положения или инструкции для студентов?
Вообще считаю, что нужно открыть отдельную конференцию по этим блокам, не смешивая с дискуссиями по другим темам. Будем совместно изучать его.
Я посмотрел Exabis портфтолио, мне понравилось. По-моему, асболютно не хуже, чем сделано в Махаре. Ничего сложного для студента.
Правда не уяснил, как вуз (факультет) потом будет представлять все портфолио всех студентов экспертам при госакредитации. Предполагаю, что в Мудл сделаю базу данных для этого. Коллеги, есть идеи?
Валерий, если можно, поделитесь локализацией. Буду премного благодарен.
Спасибо за локальный перевод.
Мы у себя только что поставили оба плагина. Но, честно говоря, не сильно впечатляют оба. В первом, который на основе книги, радует возможность оценивания добавленных студентом элементов портфолио. Этот элемент попадает на страницу Оценки, но внешне какой-то неструктурированный. Или может быть надо еще покопаться в настройках. Второй внешне и по структуре более привлекательный, но не вижу встроенных инструментов для оценивания такого портфолио. Коллеги, если использовать портфолио на основе блока EXABIS E-PORTFOLIO, то как оценивать его (целиком или по-отдельности элементы)? Отдельно добавлять оцениваемый элемент? или оценивание здесь идет в паре с модулем, о котором Владимир упоминал (...Competence)?
У меня еще и задание разработать положение об электронном портфолио. Коллеги, кто-то уже работает над таким документом?
Здравствуйте!
Я очень заинтересовался вашим сайтом, но наша проректор по УР категорически отвергла идею подготовки портфолио на 4portfolio. Проверяющие из Рособрнадзора смотрят только портфолио на внутренних сайтах. Что студент ведет во внешней среде их не волнует.
Спасибо, Валерий.
Но ведь можно сделать гиперссылки с вашего сайта. Будет привязка к внутреннему сайту. И студентам есть смысл вести самим свое портфолио и в вузе и после вуза.
Согласна с вами, Светлана, хотелось бы, чтобы портфолио студента (будущего специалиста) был жизнеспособным и после окончания вуза, но вызывает опасение сообщение Валерия Яковлевича по поводу отношения проректоров и различных проверочных комиссий.
Я изначально тоже рассматривала вариант интеграции модуля moodle и возможности размещения основного портфолио где-то на внешних ресурсах. Но пока в размышлениях.
Интересно, насколько это мнение конкретного проректора или экспертов подтверждено документально?
Здравствуйте, Елена Сергеевна! Рад, что не только мы сейчас мучаемся с портфолио и компетенциями! Давайте работать совместно! Только новый форум я предлагаю открыть.
В принципе, в блоках есть все, что надо. Можно начать работать! Надо только зарегистрировать и обучить 10 000 студентов!!!
Проблемы и с железом тоже появятся: вопросы обработки и хранения большого количества документов. Но тут наше начальство денег не пожалеет. Мне уже дают все, что не попрошу!
По поводу возможности оценивания. Это делает блок Компетенций. Там в каждой дисциплине устанавливаются связи контрольного элемента (задания, тесты) с компетенциями и при получения определенного процента, студент получает ее. Таблицу компетенций только нужно загрузить.
При подготовке портфолио студент сам связывает соответствующий документ (курсовую работу, например) с полученной компетенцией.
По поводу положения! Я вчера нашел в интернете кучу положений. Требования к составу, в основном одни и те-же. Разница в том, как вузы собираются оценивать портфолио! От учета при защите дипломных работ, до получения стипендии. И эти вопросы не мы с вами должны решать! Это уровень ректора и проректора по УР! На меня тоже пытаются свалить разработку положения.. Они видите ли, очень заняты!
Пусть собирают УМ совет, обсуждают. А я потом запишу.
Здравствуйте, Валерий Яковлевич! Да, работа предстоит колоссальная (это к вопросу о 10000 студентов). Самое интересное, что работать придется не только со студентами, но еще и с преподавателями.
Вам, конечно, хорошо, что хоть деньги выделяют. Боюсь мне не так повезло
Да, с оцениванием разбираюсь.
Насчет отдельной ветки форума - как сочтете нужным. Готова к сотрудничеству.
Алексей и Валерий, попробую ответить на Ваши вопросы о формировании портфолио, простите что кратко:
> Поясните для чего конкретно используете
Студенты сгружают свою работу в течение семестра в портфолио, например, материалы и презентации квестов:
Или совместные проекты:
>есть ли статистика, основные недостатки какие?
Про статистику не очень поняла. Согласна со Светланой Панюковой, что портфолио многофункционально.
Недостатки
Состав портфолио формируется на стадии проектирования курса, а не по ходу прохождения, по типу "я его слепила из того что было". Только в этом случае оно отработает имхо. Как и с любым другим тулом есть период "нормализации" как это сформулировал Бакс.
>Перевод есть ли?
Боюсь с русскоязычной литературой не помогу, тк когда делала работу по портфолио в 2009 в Манчестерском универе использовала международный опыт. Мы начинали с бумажных портфолио, что дало нам опыт в понимании что это, как это и для чего.
> А второй блок Exabis Competentions вы используете?
Мы - нет, тк для этого задействовали Database, грузим туда - пока хватает, тк Exabis не привязан к курсу и они хорошо отрабатывают вместе.
>Если вы работаете уже два года, может быть у вас есть готовые положения или инструкции для студентов?
Вообще считаю, что нужно открыть отдельную конференцию по этим блокам, не смешивая с дискуссиями по другим темам. Будем совместно изучать его.
Ценное предложение! Очень трудно уместить все в формат поста, надеюсь что хоть чем-то помогла.
Пользуюсь благосклонностью студентов , вот еще одна их работа, к-я оценивается в портфолио:
"Мы - нет, тк для этого задействовали Database, грузим туда - пока хватает"
А как вы связываете БД с курсами? Точнее с заданиями и (или) тестами?
Валерий, а репозиторий не надо как-то отдельно прикручивать - он межкурсовой, мы там собираем все: и компетенции на базе портфолио, и рез-ты тестов всевозможных, и бейджи, и даже ценные сообщения с форумов. Последнее, кстати, доп стимул для студентов активнее участвовать в дискуссиях. Работает!
Тогда еще вопросы:
1. Что вы понимаете под базой данных?
2. Что такое репозиторий? (в контексте Moodle)
Нашел блок https://moodle.org/plugins/view.php?plugin=block_repo_filemanager
Это не то?
Доброго дня.
Lada если есть возможность, где можно было бы ознакомиться с Ваши опытом работы с данным модулем?
Самая информационная ветка по портфолио в рунете!
Коллеги, кто-нибудь имеет опыт создания портфолио с помощью указанных ниже стандартных плагинов Moodle, кроме Mahara ?
Здравствуйте, коллеги!
Проверил блок eXabis Portfolio. Почти во всем разобрался (кроме связи результатов в курсах), но остановился из за-за одного вопроса: а какие, собственно, нормативно-правовые акты требуют его наличие? Я пока не нашел ни одного. Может зря стараемся?
Коллеги, относиться ли потрфолио к персональным данным?
И если да, то при каких условиях (письменное разрешение с них брать, и др. ) можно ли его хранить в moodle?
У нас в СибАДИ есть специалист по защите персональных данных. Он по поводу портфолио высказался так.
Портфолио - это достижения студента в учебной, научной, спортивной и общественной работе. Все эти достижения не являются персональными данными.Единственные персональные данные это его адрес, телефон, имэйл и т.д. Обучающийся может их и не выставлять на всеобщее обозрение. А если сам добровольно выставил, то это не попадает под действия закона.
Согласно закону о ПД N 152-ФЗ:
персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
Поэтому и портфолио, и оценки, и всё-всё-всё является персональными данными. Но другое дело - фактическое применение норм этого закона. Далее моё личное мнение по этому вопросу.
В целом, принимая студента в вуз вы должны брать с него согласие на обработку персональных данных для всех целей, которые возникают при реализации программы обучения. В соответствии с последними образовательными стандартами, портфолио является обязательно частью реализации образовательной программы, поэтому согласие полученное от студента согласие на обработку ПД относится и к портфолио. Но понятие портфолио не подразумевает, что это обязательно должно быть публичное портфолио. Как и прочие персональные данные, вполне логично, если портфолио доступно самому студенту и сотрудникам организации, реализующим программу обучения (т.е. преподавателям, кураторам, деканам, членам государственной аттестационной комиссии). При этом оно не должно быть без согласия студента доступно другим студентам, а также сотрудникам иных организаций или неопределенному кругу лиц. В целом, как и оценки школьника или студента. Это всё вполне ложится в то же русло, что и требование к классному руководителю не оглашать оценки всего класса на родительском собрании, а обсуждать их с каждым родителем по-отдельности. И, возвращаясь к понятию бумажного портфолио, сам студент может добровольно показать портфолио работодателю, но работодатель не может получить портфолио студента от декана, минуя волю студента. Если у Вас всё именно так, то я бы не заворачивался каким-то дополнительными бумагами. Если же в вашей модели портфолио может быть доступно публично, не только сотрудникам вуза, но и другим студентам, работодателям и т.п., то мне кажется, вполне достаточно было бы принять локально положение о портфолио студента, которое регламентировало, что портфолио необходимо для реализации образовательной программы и уточняло бы перечень данных, которые могут быть доступны публично. Мне кажется, что и в этом случае портфолио подпадало бы под действие изначально согласия на обработку ПД, так как в положении было бы четко прописано, что публично размещение конкретных данных необходимо для реализации программы обучения.