Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -
Количество ответов: 29

Уважаемые коллеги!
Просим всех профессионалов и сторонников развития дистанционных образовательных технологий в России ответить на анкету Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования.

Открытый опрос "Десять и более барьеров развития ЭО и ДОТ" в российской системе образования" проводится по инициативе заместителя Министра образования РФ А.А.Климова 19.09.2013. Сама дискуссия активно проводится тут.

Анкета была введена мной на основе обобщения более 320 пожеланий других участников, но если у вас будут вопросы, уточнения и пожелания, сообщайте тут и дополнения будут внесены.
Спасибо за участие!

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Роман Николаевич -

В чистом виде дистанционное электронное образование без очной поддержки обучаемого и непосредственного аудиторного взаимодействия учащегося с преподавателем - это малоэффективная технология для большинства современного молодёжного контингента. Положительный результат будет только при комбинированном использовании классических и электронных технологий.

В ответ на Роман Николаевич

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Согласен на 100%!
Но не от хорошей жизни приходится иногда (!) идти на это. Почему одним всё (кто здоров, живет в крупном городе, рядом с ВУЗом, не вынужден зарабатывать на кусок хлеба одновременно себе и немощным родителям...), а другим ничего?

В ответ на Роман Николаевич

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Petr Zakharov -

Не согласен на 100%!

Тем, кому обучение не нужно, и от очной формы толку не будет.

Для тех же, кто сознательно записывается на курсы для того, чтобы получить новые знания, - это очень эффективный массовый инструмент с низкими трудозатратами.

За примерами далеко ходить не нужно, за границей ДО сейчас показывает заоблачные темпы роста и эффективную отдачу.

В ответ на Petr Zakharov

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Петр, спасибо!
Коллеги, по самой анкете нет вопросов?

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Валерий Слободин -

Анкета очень тенденциозная. Чувствуется, что по заказу министерства. Вылезли с очередной органом для балабольства - общественным советом и спешат получить признание.. А сколько лет палки в колеса вставляли?! 

Так что еще один вопрос я бы добавил: Является ли министерство препятствием.. Вот на него бы все ответили - Да!

 

В ответ на Валерий Слободин

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Уважаемый Валерий,
Ваш мнение очень предвзятое. Чувствуется, что ни одного доказательства (взрослого аргумента) привести не способны. Какой именно вопрос Вам лично не понятен, не нравится? 
Кто лично из тех участников Вам лично в Ваши колеса что-то вставлял?
Спасибо за Ваше мнение.

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Vadim Dvorovenko -
Изображение пользователя Developers Изображение пользователя Майнтейнер перевода

По самой анкете куча вопросов. Но у меня нет фейсбука, чтобы прочитать комментарии и добавить свои, да оно и не нужно.

Про основные барьеры тут уже написали - формально законадательная база подведена, на по факту есть куча вопросов без ответов и несостыковок. Закон об образовании - сырой документ. Порядок применения ДОТ - ещё более сырой и бесполезный документ.

Приведу примеры. По закону ДОТ можно применять при любой форме обучения, очной и заочной. Но что такое, например, очная форма обучения, в законе не указано. В связи с этим сразу возникает вопрос о том, можно ли использовать ДОТ при аудиторной работе или только при самостоятельной. Если вдруг при аудиторной работе всё-таки можно использовать, то какие формы работы - обязательно ли ВКС или можно заменить видеозаписью лекции? И в этом месте вузы начинают манипулировать - а почему бы не набрать очников на дистанционку, и пусть 4 года смотрят видеолекции дома. Только возникает вопрос, остается ли такое обучение очным.

Где-то написано, что при проведении аттестации мы должны идентифицировать студента. Только не ясно, достаточно ли для идентификации логина/пароля, а может ещё сверка лица нужна, а может стоит отпечаток пальца ещё использовать, а может ЭЦП, а может ЭЦП определнного российского производителя.

Не хватает примеров. Вот, например, регулярно по телевизору показывают про дистанционное обучение детей-инвалидов на дому. А где-нибудь расписано на какой нормативной базе это происходит? Вот как, например, считается трудоёмкость для преподавателей в такой ситуации? А есть же санитарные нормы, которые запрещают детям долго работоать за ЭВМ. Да в большинстве случаев региональные департаменты образвания проводят подобные эксперименты на свой страх и риск, а по сути обязательно найдётся документ, который при этом нарушается.

Возвращаюсь к вопросу о барьерах. По сути, в стране давно существует группа вузов профилирующихся на дистанционном обучениии и им давно ничего не мешает выдавать дипломы. А для всех остальных основным барьером является просто непонимание механизмов дистанцонного образования. Для преодоления этих барьеров не помешло бы несколько подробно разобранных примеров того, как можно организовывать дистанционное обучение, с указанием того, как именно в этих случаях трактуются те или иные нормы законов. Этакий справочник для руководителя вуза, как быстро организовтаь у себя обучение по дистанционке

В ответ на Vadim Dvorovenko

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Vadim Dvorovenko -
Изображение пользователя Developers Изображение пользователя Майнтейнер перевода

Ещё про анкету. Нужно чередовать вопросы с положительными и отрицательными формулировками, чтобы человек, ответивший везде "Да" не вписывался в общую статистику так, как сейчас. Ещё важнее соотнесение уровней. Да, почти всё это можно считать барьерами, но какие-то из низ непреодолимы, а какие-то преодолимы очень легко. И важно выделить именно непреодолимые. В текущем виде резальтат этого анкетирования несет нулевой начный результат.

В ответ на Vadim Dvorovenko

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Вадим, спасибо. Времени (про деньги я вообще молчу) у нас не было, все предложения, которые поступали старались учесть. Я лишь "вбил" те вопросы, которые предложило сообщество на FB. Теперь вопросы менять поздно. Правда конкретных предложений я не увидел никаких.

Сегодня результаты опроса отправлены зам.министра (я к нему никакого отношения не имею, и это сообщил мне В.Бочков).
Теперь подготовлен новый опрос (вчера вечером), вот его результаты https://docs.google.com/forms/d/1AaVB4PH7zmj0FLvfaZIXuo5y1RcoBrluGcoLD-S9pw0/viewanalytics. Можете свое мнение отразить здесь https://docs.google.com/forms/d/1AaVB4PH7zmj0FLvfaZIXuo5y1RcoBrluGcoLD-S9pw0/viewform.

Времени, повторюсь нет, а ситуация требует быстрых действий. Проекты приказов по новым ФГОС 3.5 вот-вот утвердят, а в них очень много вопросов. К нам (открытому сообществу) уже вроде присматриваются. Спасибо всем за участие в обсуждении.

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Vadim Dvorovenko -
Изображение пользователя Developers Изображение пользователя Майнтейнер перевода

Вижу, что сделана большая работа, но опять неясно, почему именно такой срез в опросе. Я считаю, что,

1. Вступительные испытания могут быть дистанционными по любым дисциплинам, исключая практико-ориентированные. Это, например профильные экзамены на театральные, хореографические, спортивные и т.п. направления. Но сейчас так и есть - ЕГЭ по сути и есть дистанционные вступительные экзамены, их сдают в специальном месте вне вуза, а те дисциплины, которые законом разрешено принимать в вузе, в вузе и нужно принимать.

2. Я считаю, что изучение почти всех дисциплин циклов ЕН и ГМЭ (ну или первых двух циклов, если по другому называются) возможно по дистанционке, поэтому для любого направления подготовки могу ответить на 2 вопрос положительно.

3. Я счиатю, что не могут делаться по дистанционке все виды практико-ориентированных  занятий, всё та же хореография, актёрское и режиссерское мастерство, работа с музыкальными инструментами, все виды занятий, где есть лабораторные работы, исключая компьютерные практикумы. Полностью заменять лабораторные на виртульные нельзя. А это получается почти вся культура и искусство, все отрасли связанные с инженерией и производством, сельским хозяйством, и т.д. Поэтому на 3 вопрос даже не знаю, где бы можно было ответить Да, но, наверное, такие специальности есть

4. Считаю, что все виды практик должны проходить в реалии, на то они и практики. Везде нет.

5. Что касается исследовательских работ, то тут даже в рамках одной специальности нельзя сказать точно. Физик экспериментатор должен работать в лаборатории, а теоретик может всё исследовательскую работу сделать дома, не вставая из-за компьютера. Историку может потребоваться поехать в архив, а может на археологические раскопки, а может и не потребоваться. Но общение с научным руководителем здесь может быть дистанционным всегда. С первой точки зрения везде нет, со второй - везде да.

6. Итоговую аттестацию сейчас по закону можно проходить только в вузе и с этой позицией я согласен. В контексте того, что при дистанционке по сути недоказуемо авторство всего, что сделано без средств видео-конференци связи, это единственный способ убедиться, что именно этот человек учился всё время. Поэтому на гос.экзамен студент должен явиться лично.  Защита диплома - ну можно по ВКС, но он же всё-равно приехал сдавать гос. экзамен, так что лучше очно. Так что итоговая аттестация - только очно.

Получается, что почти везде набор ответов у меня выходит одинаковым.

В ответ на Vadim Dvorovenko

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Вадим,
все верно пишете. Поэтому я при составлении этих пунктов в "шапке" прописал - "на усмотрение ВУЗа". И если набор ответов везде одинаков, то это и есть "сигнал" для МОН и РОН. 
Если есть терпение прочитать до конца стенограмму работы межведомственной рабочей группы по ДОТиЭО в РФ, то можно увидеть, что реально происходит. Много очень умных людей не могут ни о чем договориться.  У всех разные цели. Нет главной - зачем нужно ЭО? МОН поэтому и стремится совсем исключить ДОТ из оборота. Поэтому мы и забили тревогу.
Могу согласиться, что в опрос по барьерам "просочились" тенденциозные пункты, о чем писал Валерий Слободин. Мне видно теперь, что это проталкивание Информики, например. Будем уточнять наши позиции. Сразу все знать и понимать невозможно, но наше понимание растет очень быстро.
Ждем побольше критики. Это все не напрямую вопросы Moodle, но я на него во многом рассчитываю. Пока это самая многообещающая и самая распространенная платформа в России, Украине, Белоруссии...

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Vadim Dvorovenko -
Изображение пользователя Developers Изображение пользователя Майнтейнер перевода

У меня стенограмма не открывается (( Не перевыложите где-нибудь в другом месте, здесь, например.

И объясните, всё-таки, кто же эти таинственные МОН и РОН?

В ответ на Vadim Dvorovenko

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Минобрнауки и Рособрнадзор.
Друзья, кому интересно, вся инфа тут https://www.facebook.com/groups/profiEL/534104573338647/?notif_t=group_comment_reply

В ответ на Petr Zakharov

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Очень большие сомнения по низким трудозатратам. Хороший курс сделать за гроши не реально. Но при этом есть и масса других барьеров. А сейчас появилась новая угроза, что ДОТ в РФ по новым ФГОС станет вообще вне закона. Поэтому очень важно ваше мнение именно сейчас.

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Petr Zakharov -

Имеются в виду относительные трудозатраты, т.е. трудозатраты на каждого закончившего курс.

В ответ на Petr Zakharov

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Согласен, проблема во временной структуре затрат. Большие вложения в начальной фазе. Нужна поддержка или кредиты.

В ответ на Petr Zakharov

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Роман Николаевич -

Для инженерно-технических наук разумна только дистанционная учебная поддержка и повышение квалификации по теории. Лабораторные стенды и оборудование никакое электронное обучение не заменит. Вот для гуманитариев всё проще.

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Sergey Zolotykhin -

самое главное препятствие - отсутствие законодательной базы. по закону вроде как разрешено, но если капнуть глубже - ничего кроме гемороя не получить.

как можно реализовать 100% дистанционку, если четко записано: АУДИТОРНАЯ нагрузка? это противоречие сводит на нет любые инициативы в области ДО.

В ответ на Sergey Zolotykhin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Сергей, совершенно справедливо. Именно к этому мнению пришли все участники составления анкеты. Поэтому и пытаемся как-то объединить наши усилия. Таких "костылей" мы нашли немало в группе "Сторонники развития электронного обучения и дистанционного образования" https://www.facebook.com/groups/eLearningRusDevelop/729242563769478/?notif_t=group_comment_reply

В ответ на Sergey Zolotykhin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Evgeniy Schuetz -

Что характерно - в уголовном законодательстве прописан регламент использования ВКС и их правомерность, в законе об образовании - нет.

В ответ на Sergey Zolotykhin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Роман Николаевич -

У студентов по учебным планам есть десятки часов самостоятельной и индивидуальной работы, которую преподаватель сам решает, как организовать. Так что учеников можно озадачить по электронному обучению.

В ответ на Роман Николаевич

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Vadim Dvorovenko -
Изображение пользователя Developers Изображение пользователя Майнтейнер перевода

Razorvashka Hautamyak, 

для большинства современного молодёжного контингента - никто и никогда не говорил, что высшее образование, это удел большинства. Высшему образованию давно пора возвращать элитарность, которая была у него при СССР. И одним из важных критериев того, может ли человек получить высшее образование - это может ли он учиться самостоятельно. Не можешь самостоятельно - иди на очку, а не на дистанционку, может быть там опытные преподавателя в тебя знания вобьют.

Что касается часов самостоятельноя работы - сейчас эти часы почти никем не контролируются, есть в плане и есть. А если начинать студентов озадачивать, то нужно на каждый час самостоятельной работы разрабатывать план самостоятельной работы и задания для него, контрольно-измерительные материалы для оценка сам. работы, а потом ещё и контроль осуществлять. А на осуществление всего этого преподавателям нужны дополнительные часы, которые вузу взять неоткуда. А при этом аудиторные часы остаются всё теми же, а значит трудоёмкость только увеличивается, такой расклад в глобальном смысле никому не интересен, только кучке преподавателей, помешанных на качестве обучения. 

Вузы интересует простой вопрос - как сделать так, чтобы студенты приезжали в вуз только на государственную аттестацию (по закону её нельзя делать дистанционно), а обучались полностью самостоятельно не выходя из дома и при этом могли получить диплом государственного образца. При этом трудозатраты на очную часть исчезают, но появляются трудозатраты на контроль над самостоятельной работой, которые существенно ниже и затраты на разработку качественных материалов для самостоятельной работы, которые быстро окупаются засчет возможности многократного использования созданных материалов. А самое главное, что студентов при этом интересует в точности то же самое. Западные вузы придумали как такое релизовать (там просто у вузов существенно большая автономия во всех вопросах), и нам бы надо, чтобы государство по меньше лезло в дела вузов и школ.

В ответ на Vadim Dvorovenko

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Роман Николаевич -

Дополнительные часы на подготовку к занятиям и другим видам работ предусмотрены второй половиной рабочего дня. Это прописано в нормах времени годовой нагрузки у каждого ВУЗа для каждой должности профессорско-преподавательского состава.

В ответ на Роман Николаевич

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Vadim Dvorovenko -
Изображение пользователя Developers Изображение пользователя Майнтейнер перевода

Razorvashka Hautamyak, Вы здесь рассуждаете как типичный чиновник. Ни знаю ни одного преподавателя, которому в последние три года, в связи с огромным количеством метод работы по переходу на новые стандарты, хватало бы времени, предусмотренного нормами на вторую половину дня.

Сейчас у преподавателя часы распределяются в отношении 900/650. А если говорить о нормальном дистанционном обучении, то по моим прикидкам часы должны быть примерно такими 200 - аудиторная работа и работа со студентами через ВКС, 500 - работа со студентами в асинхронном режиме, в том числе контроль за самостоятельной работой студентов, 850 - методическая работа.

Барьер в том числе и в этих самых нормативах

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

На результаты анкеты наше МОН обратило внимание. Нам предложено подать наше видение, по каким направлениям ФГОС в каком объеме можно применять ЭОиДОТ. Ждите приглашения голосовать уже по конкретным направлениям подготовки.

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Роман Николаевич -

Обязательно примем активное участие.

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Evgeniy Schuetz -

Где-то в середине лета был проект бумаги "Порядок использования ДОТ и т.п.". На наш взгляд, бумага была весьма толковая, развязывающая руки и регламентирующая нужные и обязательные аспекты деятельности. Не в курсе - что стало с этим документом?

В ответ на Evgeniy Schuetz

Re: Барьеры развития ЭО и ДОТ в российской системе образования (опрос для Министерства образования РФ)

от Jury N. Belonozhkin -

Я в курсе, что это положение о ДОТ застряло в Минюсте наглухо.

В ответ на Jury N. Belonozhkin

Россия оказалась выключена из дискуссии о будущем онлайн-образования

от Роман Николаевич -

Россия оказалась выключена из дискуссии о будущем онлайн-образования http://lenta.ru/articles/2013/08/06/edu/